Классификация средств управления вниманием
- Подготовка выступления
- Вступление
- Главная часть
- Завершение выступления
Средства управления вниманием
- Содержательные:
- Языковые
К рациональной сфере (термины, научная лексика)
К эмоциональной сфере (изобразительность, словесная наглядность, яркость)
- Структурные
- Апеллятивные и риторические вопросы
- Обращение к аудитории
- Неожиданные перерывы для дополнительной информации с последующим возвратом к недоговоренному
- Чередование элементов рационального («холодные тона», «идея») и эмоционального («горячие тона», «образ»)
- Повторения
- Структурную форму диалога
- Создание проблемных ситуаций
Контрасты
- Наглядные (являющиеся одновременно элементом содержания, и структуры)
- Таблицы
- Диаграммы
- Схемы
- Репродукции
- Реальные предметы
- Кинофильмы
- Видеофильмы
- Презентации
Подготовка выступления
При подготовке устного выступления обратите внимание на следующие рекомендации:
- Тембр - окраска звука, его мягкость и теплота. Голос должен отражать чувства и
отношения оратора. К недостаткам тембра относятся: отдышка, хрипота,
резкость, гнусавость.
-
Темп речи -
средним темпом считается 120-150 слов в минуту. Обратите внимание на паузы
между отдельными элементами мысли, оттеняя более существенные слова.
Интонация передает разнообразие и глубину чувств. Монотонность речи,
постоянно повторяющаяся интонация не украшают речь, снижают интерес
слушателей.
-
Жесты – это
движения руками, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Они должны
отвечать своему назначению, характеру речи и аудитории, т.е. быть
целесообразными. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза
нуждается в подчеркивании жестами. Жесты должны бать непроизвольными, этого
можно добиться тренировками
-
Поза -
правильная и удобная манера стоять во многом поможет вам снять напряжение
при публичном выступлении и чувствовать себя уверенно. Не стойте неподвижно,
как в строю, но и не топчитесь на месте бесцельно. Поза должна выражать
уверенное спокойствие, расположенность к аудитории.
Вступление
Задачи:
- Установить контакт.
-
Подготовить
собеседника к восприятию выступления
-
Обосновать
постановку вопроса.
Зачин – этикетные
формулы, приветствие, несколько слов оратора, скорее относящихся к ситуации и
обстановке, чем к тезису речи.
«Ещё до того как мы начали говорить, нас одобряют или порицают»
© Д. Карнеги.
Искусственное
начало (начало с предосторожностью) – это вступление на первый взгляд не
связанное по смыслу с основной частью. Однако, хотя формальной связи с основной
темой нет, внутренняя, часто метафорическая, обязательно присутствует.
Это заранее
продуманная и выверенная часть, призванная настроить аудиторию на восприятие
речи. Искусственное начало больше подходит для недоброжелательной, критически
настроенной аудитории, или в тех случаях, когда слушатели невнимательны или
несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание слушателей
или, что ещё важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую
интересы и взгляды оратора и аудитории. Фактически все формы искусственного
начала являются средством привлечения внимания, по содержанию проблемы, которая
будет решаться в речи
Естественное
начало – оно сразу же без предварительной подготовки вводит слушателей в суть
дела. Содержание этого выступления тесно связано с содержанием речи,
представляет его. Этот тип вступления хорош для деловой речи в доброжелательно
настроенной аудитории.
Самыми
распространёнными разновидностями естественного начала в современной ораторской
практике считаются следующие:
-
Сообщение
причины, побудившей начать выступление
-
Сообщение цели
выступления
-
Обоснование
темы выступления
-
Постановка
проблемы - при выступлениях этот тип хорош в том случае, когда оратор
затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса, или считает, что слушатели
недооценивают серьёзность проблемы.
-
Указание на
единомышленников, сторонников - иногда оратору приходится возражать против
господствующего мнения, возражать руководителям высокого ранга. В этом
случае он может опереться на мнение большой группы людей.
-
Парадокс -
хороший приём для привлечения внимания рассеянной или усталой аудитории. В
основе парадокса лежит некоторое противоречие. Главное назначение парадокса
– служить показателем неполноты знаний.
-
Вопрос к
аудитории, помогающий создать проблемную ситуацию.
-
Притча
(легенда, сказка) - необходимо помнить, что это должна быть связанная с
темой речи притча или сказка. Её мораль должна помогать разрешению
поставленной в речи проблемы. Причём оратор сам обязан обосновать эту связь.
-
Афоризм - он
может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей,
что тоже немаловажно в критически настроенной аудитории.
-
Оценка
аудитории - отрицательная оценка должна быть очень тактичной и направлена на
преодоление какого-то недостатка: невнимания, упущения. Однако чаще
используется положительная оценка и даже лесть аудитории, что обычно
направлено на преодоление предвзятого или недоброжелательного отношения к
оратору или проблеме.
Психотехники:
-
Сопереживания
- используется в ситуациях, когда необходимо включить в работу коллегу,
находящегося в неадекватном эмоциональном состоянии.
-
Апелляция к
интересам собеседника - используется в ситуациях, когда необходимо включить
в деловой разговор малознакомого человека.
Главная часть
Задачи:
-
Последовательно развернуть выдвинутые положения
-
Доказать их
правильность
-
Подвести
собеседника к необходимым выводам
Поддержание
внимания слушателей:
-
Организация
дискуссии – выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою
позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.
«Если вы
замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию»
© О.Эрнст
-
Неожиданное
краткое отвлечение от темы - данный приём действует весьма сильно, хотя им
нельзя пользоваться многократно.
-
Апелляция к
авторитетам или авторитетным источникам
-
Закон края -
этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше,
чем середина. Поэтому чтобы в середине вашего выступления не было провала,
необходимо сделать её более эмоциональной
Завершение
выступления
Задачи:
-
Обобщить
сказанное.
-
Повысить
интерес к предмету речи.
-
Призвать
собеседников к необходимым действиям.
Варианты концовок:
-
Обобщающий
вывод – его надо оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией
именно в этом качестве, как основная мысль выступления.
-
Иллюстрация -
основная мысль поясняется примером, аналогией, притчей.
-
Юмористическая
концовка - это может быть шутка, анекдот, смешная история.
«Если сможете,
оставьте аудиторию смеющейся»
© Д.Карнеги.
-
Благодарность
за внимание – это традиционная концовка.